53: Психологический детокс (Курс по медитации. Урок 31).

Древние риши и уважаемые учителя Адвайты, такие, как Шанкара, никогда не учили о бессознательном или об эмоциональном давлении. Очевидно, это темы современного происхождения, как и психология.


Но это не означает, что в древности игнорировались психологические и эмоциональные проблемы. Эти темы подробны обсуждались, но использовалась другая терминология, чем сегодня.


Психологический детокс



Традиционные тексты описывают необходимость антахкарана шуддхи, буквально - чистота ума, которая, по словам риши, была необходимой предпосылкой для достижения просветления.

Согласно этим текстам, антахкарана шуддхи - результат развития шести качеств, достоинств или ценностей. Каждый из них включает в себя процесс психологического или духовного роста.


1. Шама - внутренний мир или спокойствие. Это качество возникает от умелого обращения с болезненными воспоминаниями и другим бессознательным материалом, который, так сказать, всплывают в Вашем сознании подобно пузырькам газа в содовой.


2. Дама - самообладание и дисциплина, требует управления глубоко укоренившимися желаниями и импульсами, скрытыми в бессознательном.


3. Упарати - не привязанность, безразличие к мирским удовольствиям. Это качество возникает от признания того факта, что мирские удовольствия никогда не могут привести Вас к совершенному, бесконечному покою и удовлетворенности.


4. Титикша - терпимость, безоговорочное принятие, требует открытия истинного источника мира и удовлетворения внутри Вас.


5. Шраддха - вера, зависит от обнаружения надежности мудрости, которой учили древние риши.


6. Самадхана - сосредоточение, требует обретения способности концентрировать внимание посредством практики медитации.


Очевидно, что развитие этих шести качеств или добродетелей - непростая задача. Эта работа требует огромной приверженности психологическому и духовному росту.


Патанджали дает очень простые и практические советы по развитию чистоты ума, которые он называется читта прасадом. Он говорит, что это достигается путем развития дружбы со счастливыми людьми, сострадания к обездоленным, почитанием святых и безразличия к тем, кто грешен. Согласно Патанджали, чистый ум требует развития определенных добродетелей, таких как дружелюбие и сострадание. Но эти добродетели нельзя культивировать, пока противоположные черты остаются в уме, такие черты характера, как апатия, ревность и ненависть.


Итак, чистота ума требует устранения нежелательных черт характера и негативного мировоззрения. И как же их можно удалить?


Чтобы очистить воду, Вы должны знать, какие конкретно загрязнения необходимо удалить. Ведь процессы удаления солей, растворенных минералов или бактерий совершенно разные.


То же верно и для обретения чистоты ума, Вы должны знать, что конкретно нужно удалить из ума. Согласно Веданте умственные загрязнения включают всё, что препятствует раскрытию Вашего истинного, внутреннего Я, Атмы. С более широкой точки зрения, нечистота ума - это все, что лишает Вас покоя, счастья и удовлетворенности, включая гнев, негодование, обиду и тревогу. К счастью, определенные виды медитации могут помочь удалить все эти загрязнения, как мы вскоре увидим.


Изучению психологии на Западе едва исполнилось сто лет. Современная нейробиология начала своё развитие еще при нашей жизни. Однако тысячи лет назад риши уже обнаружили некоторые важные психологические идеи и теории.


Одна из их идей касалась самскары, ментальных впечатлений, которые остаются в Вашем уме после того, как Вы получили какой-то опыт. Каждый опыт оставляет след или впечатление в Вашей голове, подобно следам на песке. Переживание особенно интенсивное, оставляет глубокое впечатление. И если у Вас будет один и тот же опыт много раз, впечатление в Вашем уме станет еще более глубоким.


Когда мысленные впечатления становятся достаточно сильными или глубокими, они образуют то, что иногда называют мысленный ров, стезя или русло. Когда такой канал устанавливается в Вашем уме, то Ваши мысли и эмоции с большей вероятностью последуют за этим ментальным ритмом. Вот как формируются привычные модели мышления. Этот процесс прекрасно объясняется традиционной метафорой, сравнивающей самскары с ущельями или каньонами, образованными ручьями. Если вода течет по руслу ручья на протяжении многих веков, то она постепенно "врезается" глубоко в землю. По мере того как канал становится все больше и больше, он может собрать еще больше воды. И эта вода помогает еще больше углубляться в землю. Постоянный поток воды на протяжении тысяч и миллионов лет может прорезать даже твердые породы. Так образовался Гранд-Каньон в Аризоне. Самскары или привычные модели мышления могут быть так же глубоко застрять в Вашем уме.


Но тогда есть ли надежда освободиться от нежелательных шаблонов мышления? Как Вы можете освободиться от самскар, которые порождают умственные загрязнения, как гнев, злоба, обида и переживания?


Так же как русло реки можно изменить, можно перенаправить и поток Ваших мыслей. Вот почему хороший способ избавиться от плохой привычки - это заменить ее хорошей. Например, вместо того, чтобы тянуться к сигарете, курильщик может жевать листья мяты. Таким же образом Вы можете удалить нежелательные самскары, заменив их новыми, полезными моделями мышления.


Ученые недавно обнаружили, как привычные модели мышления на самом деле связаны с нейронами нашего мозга с помощью сложного механизма, который они называют нейропластичностью. Они заметили, что, когда одни и те же мысли, эмоции или поведение повторяются снова и снова, они на самом деле производят физические изменения в мозге. Т.е. повторяющееся возбуждение определенной группы нейронов в головном мозге тренирует их или предрасполагает к продолжению синхронной работы вместе. Это приводит к созданию новой ментальной канавки или канала, новой самскары.


Если определенная группа нейронов сознательно запускается снова и снова, то сформируется новая самскара. Это свойство мозга используется определенной медитацией, целью которой является создание новых полезных моделей мышления. Эти техники относятся к категории созерцания, третьей из четырех основных видов медитации, которые упоминались в первых уроках этого курса по медиации.


В то время как практика концентрации требует сосредоточения Вашего внимания на объекте медитации, практики наблюдения включают пассивное наблюдение за деятельностью Вашего ума, то практики созерцания требуют, чтобы Вы создавали определенные мысли и эмоции для создания новых желаемых самскар.


Все упражнения-медитации в дальнейших уроках будут основаны на этом третьем виде медитации - созерцании.


С любовью,

Елена.