76: Природа Атмана и Медитация на "Кто Я". Курс по медитации. Урок 41.

В этом уроке мы подробно исследуем природу Атмана (или Атма), Высшего сознания и проведём управляемую медитацию на вопрос "Кто Я?" так, как этому учил известный просветленный мастер Веданты Рамана Махарши.


Применяя практику медитации “Кто Я?”, Вы сможете осознать свою истинную природу. (То есть выполнить свою высшую Дхарму (обязанность)).


Для того чтобы осуществить задуманное, мы вернемся ко второму из четырех основных типов медитации - наблюдению.





Ранее в этом курсе мы обсуждали практику медитации сакши-бхава, в которой Вы наблюдаете за действиями Вашего ума вместо того, чтобы пытаться сдерживать ум. Цель сакши-бхавы - стать сторонним наблюдателем всех мыслей, эмоций и ощущений в Вашем уме, всех Ваших вритти. В этом уроке мы сместим наш фокус с этих вритти на свидетеля, который наблюдает за ними.


В Йога-сутрах Патанджали говорит:

читта-вриттайяс - деятельность Вашего ума, ваши вритти,

сада гнятаха - всегда известны, всегда осознаются,

пурушасйа - сознательным существом, т.е. — Вами.


Ваша истинная природа, как мы обсуждали ранее, это сознание или Высшее Чистое сознание, посредством которого все действия Вашего ума осознаются. Значит, все Ваши мысли, эмоции и ощущения освещены сознанием, светом осознания. Другими словами, мысли и эмоции Вашего эго можно обнаружить и распознать, как объекты, видимые светом солнца.


У тех, кто уже какое-то время пытается разобраться в природе своего существования, часто возникает вопрос. "Если сознание раскрывает или делает видимым все действия моего ума, то как тогда может само сознание быть познанным? "


Конечно, это немного похоже на вопрос: «Как может солнце светить само на себя?»


Это сложный вопрос, но в Кена-упанишаде на него мастерски дан ответ:

ахур — они, риши говорят,

йена мано матам — сознание, которое освещает Ваш ум, раскрывая

все Ваши вритти,

йан манаса на мануте — само по себе не может быть объектом мысли.


Высшее Сознание раскрывает все Ваши вритти, делая их известными Вам, но сознание не может быть познанным, как что-либо ещё, потому что это не вритти.


Высшее сознание, или Атман, или Брахман, это не познаваемый объект; это знающий, наблюдатель, свидетель. Высшее Сознание - это Ваша истинная природа.

Вернемся к сутре Патанджали.

Это сознание - тат-прабхохо, хозяин всех ваших вритти.

Сознание отделено и не зависит от всего опыта, который Вы испытываете. Ваш опыт в жизни влияет на состояние Вашего ум, но не на Ваше Высшее сознание.


Если Вы спросите, как Ваше сознание может оставаться незатронутым всем этим, Патанджали отвечает:

апаринамитат — потому что Ваше сознание неизменно, оно не меняется, и То, что неизменно, не подвергается влиянию ничего, что меняется.


Позвольте мне объяснить.

Вы можете наблюдать за постоянно меняющимся потоком мыслей, эмоций и ощущений в своем уме только потому, что Ваше сознание неизменно, неподвижно. Если бы Ваше сознание изменялось вместе со всеми этими вритти, то Вы не смогли бы наблюдать за их изменяющимся потоком.


Только неизменное сознание может точно наблюдать Ваши изменяющиеся мысли, эмоции и ощущения.

Ваше сознание - это совершенно устойчивый, неизменный свет осознания, который освещает постоянно меняющуюся деятельность Вашего ума.


Это значимое утверждение о природе Вашего сознания может показаться удивительным на первый взгляд. Большинство людей считают свое сознание чем-то вполне обычным, потому что оно всегда есть, оно присутствует в каждом опыте, и поэтому его легко принять как должное и повседневное.


Тем не менее сознание, которое Вы могли считать обычным, оказалось совершенно необычным для древних мудрецов. Сам Патанджали указывает на его необычайную природу, говоря, что сознание постоянно, неизменно, и поэтому на него не может повлиять ничто.


Признание того факта, что Ваше сознание не меняется, — это мощное озарение для многих глубоких трансформаций.


Например, если разобрать такие противоположности как начать или закончить, родиться или умереть - все это изменения.


Если Ваше сознание не меняется, оно не может ни начаться, ни закончится, поэтому оно должно присутствовать всегда, вечно, и даже пока вы крепко спите.

И если оно не меняется, сознание не может ни родиться, ни умереть, поэтому оно должно предшествовать Вашему рождению и пережить смерть Вашего тела.


Это некоторые из фундаментальных учений Веданты, основанных на мудрости риши, которые открыли сознание как внутреннюю божественность, истинное «Я», Атма.


Студенты на моих семинарах по медитации иногда спрашивают: «Как я могу медитировать на “Атма?”


Исходя из всего, что мы только что обсудили, Вы, возможно, догадались, что это полностью невозможно.


Почему?

Потому что Атма - это сознательный наблюдатель, знающий свидетель деятельности Вашего ума. Атма - это не объект, который можно наблюдать как Ваши мысли, эмоции и ощущения.

Итак, Атма никогда не может быть аламбаной, объектом медитации, потому что Атма не является объектом, это осознающий субъект, это Вы, Ваша Истинная природа.


И даже если Вы не можете медитировать на Атму, есть несколько техник медитаций, которые помогут Вам познать его качества. Одной из этих техник обучал Рамана Махарши, известный учитель Адвайта Веданты (двадцатый век), который широко почитался как великий индуистский мистик.


Он обучал простой, но глубокой технике открытия своей истинной природы сознания. Он просил своих последователей спрашивать себя в медитации: «Кто я?». Он учил, посредством подобного само исследования своего «Я», эго или аханкары, можно проследить до самого первоисточника, и этим источником является чистое сознание, Атма.


Следующая практика медитации основано на методе Раманы Махарши.

В этой медитации самонаблюдения Вы начнете с наблюдения за всеми своими вритти, всеми мыслями, эмоциями и ощущениями, которые возникают в Вашем уме, как Вы делали это раньше в медитации по сакши-бхаве.


Затем, Вы совершите созерцание, в котором будете искать тот самый первоисточник, из которого возникаю Ваши вритти. Этот источник, конечно же, и есть Атма.


В этом созерцании Вы можете метафорически медитировать на медитирующего, само исследуя и осознавая свою истинную природу.


Из-за того что это упражнение начинается с техники сакши-бхавы, которую мы учили раньше, если Вы этого не практиковали, то

было бы лучше повторить этот урок, прежде чем продолжить эту практику само исследования. Так будет лучше. Вы найдете практику медитации сакши бхава и подготовку к ней с управляемыми медитациями в этих эпизодах:


44: Наблюдая за своим умом. Курс по медитации. Урок 25.

46: Подготовка к медитации Сакши Бхава. Курс по медитации. Урок 26.

48: Практика стороннего наблюдателя. Курс по медитации. Урок 27.


Чтобы прослушать сегодняшнюю управляемую медитацию "Кто Я?", прокрутите выше и прослушайте эпизод.


Если Вам понравился этот урок и курс медитации, поделитесь им со своими друзьями. Я была бы очень раза за Вашу поддержку. Спасибо. А также, если Вы оставите оценку на Apple Podcast и отзыв.


Вопросы будут уместны и приветствуются.


Продолжайте практиковать медитацию 1-2 раза в день.


До встречи в тишине.


Елена Джайн.