48: Практика стороннего наблюдателя. Курс по медитации. Урок 27.


 

В этом уроке вы узнаете об одной из ключевых концепций в ведической мысли — состоянии стороннего наблюдателя Сакши Бхава. Практика Сакши Бхавы на регулярной основе позволит вам сделать квантовый скачок в вашем восприятии себя и окружающего мира.


На последних двух уроках были представлены две практики, в которых Вы наблюдали свои физические ощущения, ощущения во всем теле и ощущения от дыхания. Обе эти техники медитации полезны сами по себе, но они также подготавливают Вас к более сложной практике наблюдения за своими мыслями и эмоциями.





В практике сакши-бхавы Вы становитесь осознающим свидетелем или сознательным наблюдателем всей Вашей умственной деятельности, всех Ваших вритти, а не только Ваших ощущений. Вы должны были наблюдать за всеми своими мыслями и эмоциями с абсолютным безразличием, полной отстраненностью и совершенной объективностью.


Полезной метафорой здесь будет - думать о своем уме как о комнате, полной объектов, причем объекты, это ваши мысли, эмоции и ощущения. Ощущения входят в пространство Вашего ума через окна ваших чувств. Ваши пять чувств смотрят вовне, на мир, и позволяют образам, звукам, запахам, вкусам и прикосновениям проникнуть внутрь вашего сознания, для того, чтобы осознать их.


В течение всего дня пространство вашего ума заполнено постоянно меняющимися ощущениями. Но ночью, когда вы спите, то плотные шторы образно опускаются на окна ваших чувств, закрывая от вас внешнего мира.


Пространство комнаты вашего ума обычно забито всевозможными мыслями - идеями, планами, рассуждениями, они постоянно меняются, появляются новые мысли и идеи, а старые исчезают.


Комната Вашего ума также наполнена эмоциями, например, такими как любовь, радость или обида и разочарование. Как и ваши мысли, эмоции также постоянно меняются, но они меняют более медленно. Разочарование, обида или радость могут оставаться в вашей голове на минуты или часы. Тем не менее в этой комнате могут быстро появиться новые эмоции, особенно когда они вызваны драматическими событиями в вашей жизни.


Ваше настроение немного отличается от эмоций Оно меняется медленнее, более плавно, и не всегда связано с конкретными событиями в вашей жизни. Настроение похоже на освещение в комнате вашего ума - иногда яркое и веселое, иногда мрачное и унылое, плавно меняющееся в течение нескольких часов или дней.


Наконец, комната вашего ума обставлена ​​шкафами, которые обеспечивают достаточное место для складирования всех ваших воспоминаний. Когда бы вы ни выбрали, Вы можете открыть дверь шкафа воспоминаний и получить различные предметы из прошлого. Но иногда огромный океан ярких воспоминаний может распахнуть дверцу шкафа и заполнить всё пространство вашего ума. Вспоминаете ли вы воспоминания или они спонтанно возникают из шкафа, результат - то же самый: они заполняют пространство вашего ума большим количеством вещей, вас накрывает волной вритти.


Надеюсь, Вам понравилась метафора комнаты, и это действительно может очень помочь в практике сакши-бхавы, позволяя вам распознавать все мысли, эмоции и ощущения в вашем уме как ментальные объекты, или объекты которые Вы наблюдаете точно так же, как вещи в комнате.


Чтобы практиковать сакши-бхаву, Вы должны оставаться полностью отстраненными от всего, что Вы наблюдаете. в комнате Вашего ума.


В Бхагавад-гите Кришна описывает непривязанность так:

"Для того, кто остается совершенно безразличен, полностью оторван от деятельности ума, не поддаётся воздействию гун (качеств Вашего ума)."

А теперь подумайте, что происходит, когда вы сидите в грязной комнате, или если внутри мрачная атмосфера. Похоже, что состояние пространства комнаты оказывает сильное влияние, по крайней мере, пока вы остаетесь внутри этой комнаты. Но если бы вы стояли за пределами комнаты, глядя в окно, это не повлияло бы на вас вовсе.


Это показывает, что происходит, когда вы образно сидите в пространстве своего ума. Вы чувствуете, что на вас влияют все мысли, эмоции и ощущения. Но если бы вы могли как-то осмотреть комнату ума снаружи, если бы вы могли наблюдать за своими мыслями, эмоциями, и ощущения на расстоянии, тогда вы бы не почувствовали себя вовлеченными так глубоко.


Вы не можете быть сторонним наблюдателем, пока остаетесь внутри пространства своего ума, перебирая свои мысли, испытывая различные эмоции и испытывая те или иные ощущения. Вместо того чтобы быть полностью вовлеченными в мыслительный процесс вы должны просто наблюдать за потоком мыслей. Вместо того чтобы чувствовать свои эмоции, вы должны их свидетельствовать. И вместо того, чтобы откликаться на свои ощущения, вы должны за ними просто наблюдать.


Практика сакши-бхавы требует радикального изменения точки зрения. Вы должны смотреть на пространство своего ума, как если бы вы были за его пределами. Такое изменение точки зрения не означает, что вы должны покинуть пространство своего ума. Это просто вопрос изменения вашей точки зрения, процесс наблюдения за собой со стороны.


Вы можете научиться менять свою точку зрения на собственное сознание, сдвигая от пребывания внутри комнаты своего разума, на пребывания на улице. Смещая таким образом свою точку зрения, вы можете наблюдать мысли, эмоции и ощущения в своем уме, оставаясь при этом полностью отрешенным от них, что и нужно для практики сакши-бхавы.


В следующем упражнении мы будем практиковать сакши-бхаву, наблюдая за мыслями и эмоциями, которые возникают в вашем уме, помимо ощущений.


Для того чтобы прослушать управляемую аудио медитацию, Вы можете воспользоваться управляемой медитацией в эпизоде по ссылке выше.


Домашним заданием, как и всегда будет ежедневная практика.


Мне было бы интересно знать, когда самое удобное время для медитации в Вашем распорядке дня. Оставьте комментарий здесь.


Если у Вас есть любые вопросы по практикам, то, напишите мне.


ОМ