48: Практика стороннего наблюдателя. Курс по медитации. Урок 27.



На последних двух уроках были представлены две практики, в которых Вы наблюдали свои физические ощущения, ощущения во всем теле и ощущения от дыхания. Обе эти техники медитации полезны сами по себе, но они также подготавливают Вас к более сложной практике наблюдения за своими мыслями и эмоциями.


В практике сакши-бхавы Вы становитесь осознающим свидетелем или сознательным наблюдателем всей Вашей умственной деятельности, всех Ваших вритти, а не только Ваших ощущений. Вы должны были наблюдать за всеми своими мыслями и эмоциями с абсолютным безразличием, полной отстраненностью и совершенной объективностью.


Полезной метафорой здесь будет - думать о своем уме как о комнате, полной объектов, причем объекты, это ваши мысли, эмоции и ощущения. Ощущения входят в пространство Вашего ума через окна ваших чувств. Ваши пять чувств смотрят вовне, на мир, и позволяют образам, звукам, запахам, вкусам и прикосновениям проникнуть внутрь вашего сознания, для того, чтобы осознать их.


В течение всего дня комната Вашего разума заполнена постоянно меняющимися ощущениями. Но ночью, когда вы спите, плотные шторы образно опускаются на окна ваших чувств, закрывая от вас внешний мир.


Комната Вашего ума обычно забита всевозможными мыслями - идеями, планами, рассуждениями и т. д. И ваши мысли постоянно меняются, поэтому продолжают появляться новые мысли и идеи в комнате Вашего разума, а старые исчезают.


Комната Вашего ума также наполнена эмоциями, такими как любовь, радость или обида и разочарование. Как и Ваши мысли, эмоции также постоянно меняются, но они меняют более медленно. Разочарование, обида или радость могут оставаться в Вашей голове на минуты или часы. Тем не менее в комнате могут быстро появиться новые эмоции, особенно когда они вызваны драматическими событиями в Вашей жизни.


Ваше настроение немного отличается от эмоций Оно меняется медленнее, более плавно, и не всегда связано с конкретными событиями в Вашей жизни. Настроение похоже на освещение в комнате Вашего ума - иногда яркое и веселое, иногда мрачное и унылое, плавно меняющееся в течение нескольких часов или дней.


Наконец, комната Вашего ума обставлена ​​шкафами, которые обеспечивают достаточное хранилище для всех ваших воспоминаний. Когда бы вы ни выбрали, Вы можете открыть дверь шкафа воспоминаний и получить различные предметы из прошлого. Но иногда огромный океан ярких воспоминаний может распахнуть дверцу шкафа и разлиться в комнату вашего ума. Восстанавливаете ли Вы воспоминания намеренно, или они выливаются из шкафа самостоятельно, результат - то же самый: они заполняют пространство Вашего ума большим количеством вещей, Вас накрывает волной вритти.


Надеюсь, Вам понравилась метафора комнаты, и это действительно может очень помочь в практике сакши-бхавы, позволяя Вам распознавать все мысли, эмоции и ощущения в вашем уме как ментальные объекты, объекты, которые Вы наблюдаете точно так же, как вещи в комнате.


Чтобы практиковать сакши-бхаву, Вы должны оставаться полностью отстраненными от всего, что Вы наблюдаете. в комнате Вашего ума.


В Бхагавад-гите Кришна описывает непривязанность так: Для того, кто остается совершенно безразличен, полностью оторван от деятельности ума, не поддаётся воздействию гун (качеств Вашего ума).

А теперь подумайте, что происходит, когда Вы сидите в грязной комнате, или если внутри темно и хмуро. Похоже, что природа комнаты влияет на Вас, по крайней мере, пока Вы остаетесь внутри этой комнаты. Но если бы Вы стояли за пределами комнаты, глядя в окно, это не повлияло бы на Вас вообще.


Это показывает, что происходит, когда Вы образно сидите в комнате своего ума. Вы чувствуете, что на вас влияют все мысли, эмоции и ощущения. Но если бы Вы могли как-то осмотреть комнату снаружи, если бы Вы могли наблюдать за своими мыслями, эмоциями, и ощущения на расстоянии, тогда Вы бы не почувствовали себя затронутыми так глубоко.


Вы не можете быть сторонним наблюдателем, пока остаетесь в комнате своего ума, думая свои мысли, ощущая свои эмоции и воспринимая свои ощущения. Вместо того чтобы думать своими мыслями, Вы должны наблюдать за ними. Вместо того чтобы чувствовать свои эмоции, вы должны их засвидетельствовать. И вместо того, чтобы воспринимать свои ощущения, Вы должны за ними наблюдать.


Практика сакши-бхавы требует радикального изменения точки зрения. Вы должны смотреть на комнату своего ума, как если бы Вы были за пределами. Такое изменение точки зрения не означает, что Вы должны покинуть место своего ума. Это просто вопрос изменения Вашей точки зрения.


Вы можете научиться менять свою точку зрения на собственное сознание, сдвигая от пребывания внутри комнаты своего разума, на пребывания на улице. Смещая таким образом свою точку зрения, Вы можете наблюдать мысли, эмоции и ощущения в своем уме, оставаясь при этом полностью отрешенным от них для практики сакши-бхавы.


В следующем упражнении мы будем практиковать сакши-бхаву, наблюдая за мыслями и эмоциями, которые возникают в Вашем уме, помимо ощущений.


Для того чтобы прослушать управляемую аудио медитацию, Вы можете воспользоваться управляемой медитацией в эпизоде по ссылке выше.


Домашним заданием, как и всегда будет ежедневная практика.


Мне было бы интересно знать, когда самое удобное время для медитации в Вашем распорядке дня. Оставьте комментарий здесь.


Если у Вас есть любые вопросы по практикам, то, напишите мне.


С любовью,

Елена Джайн.