78: Ом медитация на Брахмана. Курс по медитации. Урок 43

В этом уроке мы вернемся к последнему из четырёх видов медитативных техник - преданности. Медитация преданности, которую часто называют упасаной, уж была темой предыдущих уроков. Там мы обсудили различные способы медитации на Ишвару. В этом уроке мы подробнее обсудим как Вы можете медитировать на Брахмана.


Подставка для благовоний


Учения Веданты делают важное различие между сагуна Брахманом и ниргуна Брахманом. На самом деле сагуна Брахман - это просто

"технический" термин для Ишвары. Сагуна означает наличие качеств, свойств или атрибутов, поэтому сагуна Брахман обладает такими качествами, как создатель Вселенной, тот, кто есть источник благословений, тот, кто распределяет карму, и так далее. Божества, которым поклоняются в храмах по всему миру, являются воплощением всех аспектов сагуна Брахмана.


Ниргуна Брахман не имеет никаких качеств, что делает его совершенно непохожим на всех Божеств в храмах. Ниргуна Брахман - это сама ткань существования, бытие, фундаментальная реальность, благодаря которой всё существует. Как таковой, он не имеет формы, никаких качеств, никаких особенностей.


Мундака Упанишады 1.1.6 описывает ниргуна Брахман так:
Это, что нельзя увидеть, невозможно постичь, не имеет рождения, без цвета, без глаз или ушей, без рук или ног.

Но тогда как Вы можете медитировать на то, что не имеет формы, никаких черт, на то, что кажется непостижимым и непознаваемым. Дело в том, что ниргуна Брахман никогда не может быть аламбаной, объектом медитации. Это можно познать не как конкретный объект, но как само существование, как лежащая в основе реальность, благодаря которой всё существует.


Вторая половина стиха из Мундака Упанишад объясняет это: Мудрые везде вокруг узнают ниргуна Брахмана, как источник всего сущего, всепроникающего, вездесущего, бесформенного. неизменного и вечного.


Ниргуна Брахман даёт существование всему, как глина даёт жизнь глиняному горшку, как золото - золотому кольцу. Это означает, что весь мир, Ваше тело, Ваш ум и даже Ваше собственное сознание существуют благодаря Брахману.


В медитации Вы можете осознать ниргуна Брахмана не как объект, а как фундаментальную основу Вашего существования. Например, Вы можете обнаружить, осознать ниргуна Брахмана, как чистое сознание, которое остаётся, когда все Ваши мысли, эмоции и ощущения исчезли. В совершенной тишине глубокой медитации остаётся только реальность или Ваша истинная суть, Ваш источник бытия и эта суть на самом деле является реальностью всего, т. е. ниргуна Брахман.



Патанджали в «Йога-сутрах» 1.27-28 учит особой технике медитации на Брахмана. Поскольку ниргуна Брахман никогда не может быть объектом медитации, Патанджали предписывает использовать вместо этого символ, и этот символ - мантра Ом. Ом, это слово которое символизирует Брахмана. Следует повторять мантру Ом в медитации и размышлять о значении Ом.


В грамматике санскрита буква О - это комбинация букв А и У. Исходя из этого, Ом можно расширить до трех букв: А, У, М. Символику этих трех букв можно интерпретировать по-разному.


Что касается сагуна Брахмана, буква А представляет Ишвару как создателя Вселенной. Буква У представляет Ишвару, поддерживающего Вселенную. А буква М представляет Ишвару, как то, к чему вся Вселенная в конце цикла существования. Итак, А, У, М представляют Брахму, Вишну и Шиву. Или Ишвару как создателя, хранителя и разрушителя Вселенной.


Этот тройной символизм делает Ом идеальным для медитации на сагуна Брахмана.



Прежде чем мы продолжим, важно знать, что расширение Ом до А, У, М

предназначен только для этого символизма. Это не предназначено для письма или произношения. Правила санскритской грамматики нарушаются, если Ом пишется А-У-М или произносится как аум.


Ом также можно использовать для медитации на ниргуна Брахмана, осознавая его как фундаментальную реальность, благодаря которой Вы существуете. Нет мантры, звука, формы или символа, который может действительно представлять ниргуна Брахмана, но тишина является его истинным воплощением. Тишина на самом деле ниргуна, молчание не имеет качеств или аттрибутов.


Когда Вы повторяете: Ом, Ом, Ом, то между повторениями есть небольшой промежуток или момент молчания. Как мы обсуждали в предыдущем уроке, в такие моменты тишины остается только чистое сознание. И то сознание, которое есть сущность Вашего бытия может быть распознана как сущность всего, ниргуна Брахман.


Следующая практика медитации знакомит с практикой упасаны, в которой Вы медитируете на ниргуна брахмана. Она основана на повторении мантры Ом. После утверждения ума в мантра джапе, повторении мантры, мы сосредоточимся на промежутках между мантрами, как в предыдущем уроке курса по медитации. В промежутке между мантрами, в момент тишины, когда остается только чистое сознание, Вы можете осознать, узнать ниргуна Брахмана как фундаментальную реальность из которой всё возникает.


Чтобы прослушать управляемую медитацию, нажмите на ссылку выше.


Продолжайте медитировать 1-2 раза в дени и до встречи в следующий раз.


С признательностью,

Елена Джайн.