44: Наблюдая за своим умом. Курс по медитации. Урок 25.



Во всех предыдущих уроках этого курса мы изучали формы медитации, на которых Вы концентрируетесь или сосредоточиваете свое внимание на аламбане, подходящем объекте медитации.


Концентрация - это подход, предписанный Патанджали в его Йога-сутрах, и это одна из четырех основных категорий медитаций, которые мы обсуждали во введении к этому курсу, наряду с наблюдением, созерцанием и преданностью.


Теперь уроки будут посвящены второй из четырех категорий - Наблюдению. Этот подход к медитации полностью отличается от всего, что обсуждалось ранее.

В предыдущих уроках подчеркивалась важность контроля над своим умом и концентрации внимания. Но теперь мы рассмотрим формы медитации, в которых Вы просто наблюдаете за действиями своего ума, вместо того, чтобы пытаться их контролировать.


Поначалу идея наблюдать за своими мыслями может показаться странной. Но учтите вот что. У Вас есть ум и он принадлежит Вам.

Если ум принадлежит Вам, то мы можем спросить:

  • Кому конкретно принадлежит ум?

  • Кто знает, о чём сейчас думает Ваш ум?

  • Кто направляет или контролирует его деятельность?


Над этими же вопросами размышляли древние риши. В самом первом стихе Кена-упанишад, риши спрашивает: кена ишитам, желаемый кем,

и kena preshitam, побуждаемый кем, манах, ум, патати, движется от одной мысли к другой? Другими словами:

Кто следит за Вашим умом?

В следующем стихе, риши несколько загадочно отвечает на свой вопрос: манасах манах, это ум ума.


Затем, немного позже, он разъясняет это, говоря: yan na manute, это невозможно понять, манаса, умом, но с другой стороны, ахур, они говорят, что это, йена, из-за

что, mano matam, ум может думать, ум может заниматься своей деятельностью.

Здесь риши указывает на реальность, лежащую за пределами ума.


И эта реальность, как мы обсуждали ранее, это Ваше собственное сознание, это осознание того, что наделяет Ваш разум способностью мыслить, осознанием Вашей истинной внутренней природы, Атмы (Атман).


Таким образом, риши проделывают фундаментальное духовное исследование, исследование того, "Кто есть Я? ", задавая вопрос, который лежит в основе учения Веданты.

Чтобы исследовать вопрос «Кто я», Веданта использует простой, но мощный метод. Он начинается с разделения всего сущего на две категории: знающие и известные.

Третья категория невозможна.


Знающий, или субъект, — это Вы как сознательное, осознающее существо.

А познаваемое, или объект, — это всё остальное, всё, что Вам известно и осознанно Вами в этом мире. Как то: люди, дома, машины и деревья. Вами осознанно Ваше собственное тело и ум, Ваши мысли, эмоции и ощущения.


В Бхагавад-гите Шри Кришна показывает Арджуне, как отличить сознательного знающего от мира, который познан.

Каунтейа, о Арджуна, идам шарирам, твое тело, кшетрам, принадлежит твоему полю опыта, это часть наблюдаемого тобой мира. итйабхидхийате, так этому учат. С другой стороны, этад йо ветти, тот, кто знает эту область опыта, там прахух,

называется, кшетраджна, знающий, знающий поле опыта, наблюдатель

мира, ити тад-видах, так говорят мудрые.


Все техники медитации, изучаемые в дальнейшем в этом курсе по медитации, основаны на этом фундаментальном разделении:

Разделение между видящим и видимым, между наблюдателем и наблюдаемым, между знающим и познанным.

Этот подход к медитации основан на том факте, что Вы, как сознательное, осознающее существо, являетесь наблюдателем или знатоком всего, что Вы испытываете. И Ваш опыт включает в себя все, что воспринимается вашими органами зрения, слухом, вкусом, запахом. Ваш опыт включает в себя все Ваши мысли, идеи и воспоминания. Ваш опыт включает в себя все Ваши эмоции, ваши надежды и страхи, а также Ваше постоянное изменение настроения. Все эти переживания происходят в Вашем уме. И Вы, как сознательное, осознающее существо, знаете или наблюдаете все эти ментальные деятельности или вритти.


В учении Веданты слово Сакши используется для описания Вас как осознающего свидетеля или сознательный наблюдателя всех Ваших вритти, всех мыслей, эмоций и ощущений которые возникают в Вашем уме.


Прямо сейчас Ваш разум занят чтением этого текста. Ваше внимание в основном сосредоточено на экране. Но предположим, что Вы отвлеклись, и вместо этого сосредоточились на деятельности Вашего ума, на Ваших вритти.


Например, Вас увлекают возникшие вопросы в голове.

Вы чувствуете себя счастливыми или грустными. Остались какие-то эмоции, после того, как вы столкнулись с критической ситуацией в эти дни? Или Вас беспокоит боль в теле. Или Вы голодны. Прямо сейчас в Вашем теле присутствуют различные мысли, эмоции и ощущения, подобные этим, пока Вы читаете этот урок по медитации.


Смещая Ваше внимание с текста на экране и вместо этого сосредотачиваясь на содержании Вашего ума, Вы можете принять статус Сакши, осознающего свидетеля деятельности Вашего ума


Это состояние осознающего свидетеля или сознательного наблюдателя называется Сакши Бхава. Бхава, переводится как состояние, и соответственно:

Сакши Бхава,- состояние наблюдателя.

Термин Сакши Бхава, используется для описания конкретной медитативной практики, в которой Вы пассивно наблюдаете за деятельностью своего ума.

В этой практике Вы становитесь свидетелями своих мыслей, эмоций и ощущений, как они появляются на так называемом ландшафте Вашего ума, не вовлекаясь в них и не запутываясь в них


Вместо того чтобы обдумывать свои мысли, Вы полностью отделяете себя от ума и наблюдаете Ваши мысли как будто наблюдают за ними издалека. С этой точки зрения Вы становитесь сторонним наблюдателем или незаинтересованным свидетелем, который пассивно наблюдает за постоянно меняющимся потоком вритти в Вашем уме, не реагируя на них каким бы то ни было образом.

Чтобы практиковать Сакши Бхава, Вы должны научиться избегать вовлечения или влияния умственной деятельностью, которую Вы наблюдаете.

Например, Вам следует избегать мысленных комментариев по поводу наблюдаемых мыслей или вынесения суждений о возникающих эмоциях или ощущениях.

В этой практике Вы должны рассматривать каждую мысль, эмоцию и ощущение как ни то, ни другое, ни хорошее или плохое, ни желательное, ни нежелательное.

Каждое вритти - это просто умственное событие, которое нужно безмолвно наблюдать.


Сакши Бхава,- мощная и популярная техника медитации. Сегодня он более известна в буддийской форме под названием випассана. Что также известно как медитация осознанности. Випассана - это слово на языке пали, происходящее от санскритского випашьяна, которое значит - видеть ясно. По этой причине випассану иногда называют "медитацией прозрения".


Есть некоторые различия между ведантической практикой Сакши Бхава, и буддийской практикой випассаны, но эти различия в основном имеют научный характер, и не слишком важны сейчас для начинающих медитирующих.

Чтобы практиковать Сакши Бхава, Вы должны развить навык пассивного свидетеля или отстраненного наблюдателя всех мыслей, эмоций и ощущений, возникающих в Вашем уме. Этот навык можно развивать поэтапно.


Поначалу полезно ограничить практику наблюдения только ощущениями.

Этот шаг полезен, потому что гораздо труднее оставаться полностью оторванным от

мыслей и эмоций. Позже, научившись пассивно наблюдать за своими ощущениями, Вы будете готовы научиться наблюдать за своими мыслями и эмоциями, оставаясь при этом полностью отстраненным от них.


В сегодняшней медитации мы будем практиковать Сакши Бхава, наблюдая за ощущениями, которые возникают в Вашем теле.


Для этого упражнения прослушайте медитацию в эпизоде по ссылке выше.