40: Методы контроля беспокойного ума. Курс по медитации. Урок 23.



Если Ваш беспокойный ум все еще много отвлекается во время медитации, даже после того, как Вы практиковали все предыдущие упражнения, не отчаивайтесь. Тренировать ум - нелегкая задача. И если Вы все еще боретесь с этим, то Вы в хорошей компании.


Даже Арджуна, который был хорошо обучен военному искусству, изо всех сил пытался контролировать свой ум. В Бхагавад-гите, после того как Шри Кришна учит его медитировать - Арджуна жалуется: "О, Кришна, мой ум продолжает блуждать, и это меня сильно мучает. Я думаю, что пытаться контролировать ум, так же сложно, как пытаться контролировать ветер".


Что действительно примечательно в жалобе Арджуны, так это то, что она пришла после того, как Шри Кришна наставлял его очень подробно, как удержать ум от блужданий.


Несмотря на сложные учения Кришны, Арджуна продолжал бороться. Но если задача настолько велика, если даже Арджуне сложно контролировать свой ум, тогда какая надежда у всех нас?


Ответ находится в следующем стихе, где Шри Кришна отвечает на разочарование Арджуны с большим состраданием: "О, Арджуна, конечно, это правда, что странствующий ум трудно сдержать, но с практикой, и с бесстрастием,

его можно контролировать".


Практика и бесстрастие, абхьяса и вайрагья - основные средства тренировки ума.

Необходимость достаточной практики очевидна. Но как бесстрастие помогает тренировать ваш ум?


Слово вайрагья, или бесстрастие, часто используется для обозначения яркого признания того факта, что простые мирские удовольствия никогда не принесут длительного счастья и совершенного удовлетворения. Это открытие приводит к радикальному изменению Вашего отношения к жизни из-за того, что Вы видите ограниченность мирских поисков и важность духовного роста.


Это же признание заставило древних риши обратить свое внимание внутрь себя на поиски истинного источника счастья, удовлетворенности и мира, как мы обсуждали во введении к этому курсу.


Итак, вайрагья, или бесстрастие, здесь указывает на твердую приверженность и глубокую ценность обращения вашего внимания от мира и направление его внутрь себя.


Неудивительно, что Патанджали использует эти же два слова, абхьяса и вайрагья, для объяснения того, как удержать ум от блужданий.


В хорошо известной сутре говорится: абхйаса-вайрагибхйам, через практику и бесстрастие, тан-ниродхах, блуждающий ум должен сдерживаться.


Во время медитации необходимо неукоснительно соблюдать эти два принципа. Каждый раз, когда Ваш разум блуждает, возвращайте его снова и снова, так часто, как это необходимо.


Мантра джапа обычно практикуется молча, хотя поначалу может быть полезно повторять её вслух, как мы обсуждали в предыдущем уроке. Когда Вы повторяете беззвучно, Ваш ум будет более восприимчив к отвлечениям, но есть несколько способов устранить эту проблему.


Один из способов - это читать мантру быстрее, когда Ваш ум начинает блуждать.

При ускорении Ваше внимание будет сосредоточено более интенсивно.

Затем, через некоторое время, когда Ваше внимание снова полностью сосредоточится на мантре, Вы можете вернуться к чтению с нормальной скоростью.


Другой метод - мысленно произносить мантру громче или с силой.

Было бы полезно представить, как Вы выкрикиваете мантру. Затем, когда Ваше внимание снова будет сосредоточено на мантре, Вы можете вернуться к обычному чтению.


Одна из моих любимых техник - мысленно произносить мантру, используя простую мелодию, подобно тому, как я продемонстрировала на предыдущем уроке.

Подобно тому, как Вы иногда вспоминаете мелодию запоминающейся песни, подобным образом Вы можете мысленно петь свою мантру.

Добавление интонации, кажется, делает мантры более приятными, и это помогает привлечь ваше внимание к мантре.


Если кажется, что ни один из этих методов не удерживает Ваш ум от чрезмерных блужданий, то Вам может быть полезно слушать аудиозапись пения мантры, пока Вы медитируете. На YouTube и в других местах доступны тысячи записей, в которых используются различные мантры. Они поются с разными мелодиями, с музыкальным сопровождением или без него. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать запись во время медитации, но делать это бесконечно. все равно что не снять тренировочные колеса с велосипеда одиннадцатилетнего ребенка. Большинство медитирующих со временем перестают нуждаться в записях.


В следующем упражнении мы будем практиковать безмолвную мантра-джапу. Вы можете использовать ту же мантру, которую Вы выбрали для предыдущего упражнения, или выбрать другую.


Прослушать управляемую медитацию Вы можете в этом эпизоде номер 40, подкаста “Аюрведа, Йога и Медитация” по ссылке выше.


В следующем уроке мы обсудим использование малы или четок во время мантра-джапы.


Ом Тат Сат.