73: Как почувствовать божественное присутствие вокруг Вас? Курс по медитации. Урок 39.




Священные формы Ишвары можно найти в храмах, священных местах и домах по всему миру. Тем не менее индуистские писания учат, что Ишвара на самом деле пронизывает всю Вселенную; Ишвара пребывает во всём: в каждой вещи и в каждом существе, наделяя всё и всех божественными качествами.


По этой причине, точно так же, как Вы можете медитировать как на священную форму Ишвары на алтаре, ив Вы можете медитировать на божественное присутствие Ишвары в себе, на алтаре своего сердца, так сказать.


Веданта учит, что Ишвара пребывает в каждом живом существе как основа, как фундаментальная реальность. Это источник и существования и осознания одновременно. То есть, Ваше физическое тело живое из-за присутствия Ишвары. Ваш мощный интеллект и эмоции активны благодаря присутствию Ишвары.


В Бхагавад-гите Шри Кришна говорит: “О Арджуна, Ишвара пребывает,

в сердцах всех существ”. В этом стихе слово “сердце” относится не к физическому органу, а к основе Вашего существования, самому сокровенное источнику ​Вашего существа. Присутствие Ишвары внутри благословляет Вас физическим существованием, жизнью и сознанием".


Традиционная метафора отображает Ваше тело как храм, а Ваше сердце как самая священная комната храма, в центре которой находится основное Божество храма (на санскрите называется гарбхагхриха). Так же как священная форма Ишвары пребывает в священной комнате гарбхагхриха, Ишвара пребывает в сердце каждого человека.


Уместность этой замечательной метафоры не случайна. Архитектура большинства индуистских храмов основана именно на этой идее. Храмы призваны символически представлять присутствие Ишвары в Вашем сердце.


Этот символизм становится очевидным, если посмотреть на планировку большого храма. Давайте рассмотрим это на примере знаменитого храма Аруначалешвар, что в городе Тируваннамалай на Юге Индии.




Весь храмовый комплекс окружен внешней стеной с четырьмя монументальными башнями, которые являются входами, называемыми гопурам. Это чем-то похоже на Кремль. Высокие стены и высокими башнями со входами в каждой башне. Внутри находится внутренняя стена с несколькими гопурам меньшего размера. А внутри еще одна стена.


Прихожане входят на территорию храма через одну из его огромных гопурам, словно оставляя город позади них. Акт входа символизирует первый шаг медитации, на котором Вы обращаете свое внимание от мира вокруг Вас и направляете его внутрь.


Внешняя стена, окружающая храмовый комплекс, представляет собой кожу, в которой находится Ваше тело. Четыре входа представляют Ваши глаза, уши, нос и рот. Внутренние стены и меньшие проходы представляют собой внутренние части Вашей анатомии.


Пройдя через территорию, прихожане достигают главного строения храма. Когда они входят, они попадают в огромный зал, огромная крыша которого поддерживается сотнями гранитных колонн. Затем они проходят через зал во внутренний зал гораздо меньшего размера, куда не проникает свет.


Темный внутренний зал представляет Ваш ум после того, как он успокоился практикой медитации. Глубоко во внутреннем зале храма находится священная комната, гарбхагхриха. Там прихожане, наконец, получают возможность увидеть форму Ишвары на алтаре, ярко освещенную множеством маленьких масляных светильников. Это представляет открытие божественного присутствия Ишвары в Вашем собственном сердце во время медитации.


Практика упасаны символически представлена ​​входом на территорию храма, в сам храм, во внешний зал, во внутренний зал, пока Вы, наконец, не дойдете до гарбхагхриха, где Вы найдете освященное Божество на алтаре.


Точно так же практика упасаны ведет Вас внутрь себя. Это внутреннее путешествие, которое завершается обнаружением Ишвары на алтаре Вашего сердца.


В практике упасаны часто бывает полезно визуализировать божественное присутствие Ишвары в своем сердце. Священные писания предписывают различные способы сделать это. Например, Вы можете представить своего ишта-девату, избранную Вами форму Бога, как существующую физически и присутствующую внутри Вас.


Эта конкретная практика описана в Катха-упанишаде, в которой говорится: Космическое существо, Ишвара, пребывающее внутри Вас, пребывающее в сердце каждого существа следует визуализировать как ангушта-матра, крошечное, размером с большой палец, что является поэтическим способом описания формы как достаточно маленькой, чтобы этой форме можно было находиться в Вашем сердце.


Продолжение слушайте в эпизоде по ссылке выше,


Елена.