41: Как медитировать с малой. Курс по медитации. Урок 24.



Один из способов предотвратить блуждание вашего ума во время практики мантра-джапы - это использовать четки для медитации, или джапа малу. Джапа-мала - Переводится как гирлянда медитативного повторения мантр. Мала - это струна бус, которую медленно переворачивают, бусина за бусиной, по одной на каждое повторение мантры.


Эта физическая активность, наряду с осязательным ощущением бусинок в руке, помогает сохранить ваше внимание прочно сосредоточенным на вашей мантре.


Джапа-мала обычно состоит из 108 бусин. 108 - это число, символически обозначающее полноту, совершенство и бесконечность. Дополнительная бусина, называемая меру, прикрепляется к каждой мале, чтобы указать ее начало и конец.


Более короткие малы обычно состоят из 54 бусин, и также включают дополнительную бусину - меру.


Используются несколько видов бусин, например, семена рудракши или деревянные бусины, вырезанные из сандала, туласи или палисандр, или из круглых кристаллов из кварца или других видов камня.


Некоторые из этих типов мал, традиционно связаны с определенным Божеством. Например, семена рудракши связаны с Шивой, а бусины туласи связаны с формами Вишну.


Этим условностям следуют ортодоксальные индуисты, но в целом вы можете использовать любые малы для мантра джапы.


Есть также несколько правил относительно использования малы.

Держите её в правой руке, накинув на средний палец и прижмите большим пальцем одну бусину. Держите указательный палец слегка в стране. Указательный палец символически представляет ваше Эго, поэтому он намеренно исключен из этого действа.



Свисающие бусинки не должны касаться пола или ваших ног.

Чтобы начать практику мантра-джапы, удерживайте поочередно бусину за бусиной меру между большим пальцем и средним пальцем.


Произнесите свою мантру, а затем потяните бусину на себя большим пальцем до второй бусины, опираясь на средний палец. Положите большой палец на эту бусину и повторите мантру еще раз. Продолжайте в том же духе на всем протяжении малы.


Вы можете закрыть глаза и просто положиться на свое осязание.

Вы узнаете, что прошли всю малу, когда, наконец, дойдете до бусинки меру, что больше по размеру и с небольшим хвостиком.

Если вы хотите продолжить и повторять еще один круг мантр, принято избегать пересечения бусины меру. Вместо этого поверните малу и продолжайте в обратном направлении.


Использование малы - очень приятный способ добавить в вашу практику физических и тактильных ощущений во время мантра джапы.

Если вы сочтете это полезным, и вам понравится чувствовать на пальцах бусины, то вы можете регулярно использовать малу для медитации.


На протяжении многих лет многие медитирующие обращались ко мне за советом по поводу практически идентичных проблем. В их практике мантра-джапы все они использовали джапа-малу при чтении своих мантр. Но во время этого чтения они одновременно думали о других вещах, например, о домашних делах и делах, которые они должны были сделать позже в тот же день. Проблема в том, что мантра джапа может стать настолько бессмысленной и механической, что вы можете ее выполнять. автоматически, без каких-либо усилий или внимания.

Когда какая-либо деятельность становится полностью механической, не осознанной, то легко думать о посторонних вещах во время джапа-малы.


Как вы знаете, наш ум хорошо справляется с несколькими задачами одновременно, и это позволяет нам делать сразу разные дела., например, смотреть телевизор во время еды и разговаривать по телефону одновременно. Или делать заметки во время прослушивания лекции или проверять электронную почту во время разговора по телефону.


Во многих ситуациях многозадачность может быть весьма полезной.

Но во время медитации способность вашего ума к многозадачности становится помехой.


Это позволяет разделить ваше внимание между повторением мантры и прочими мысленными мантрами, не связанными с этим видом деятельности. Эта проблема развивается постепенно, когда ваш ум начинает блуждать во время практики мантра джапы, и вы не можете вернуть ум в нужный настрой мантра-джапы.


Когда вы позволяете своему уму блуждать подобным образом, он вскоре научится обрабатывать другие мысли пока он продолжает повторять мантру. Вскоре такая многозадачность становится настолько привычной, что, как только вы начинаете вашу ежедневно практикуя мантра-джапы, ваш ум автоматически начинает думать и о других вещах. Вы можете избежать развития этой вредной привычки, следуя двум простым правилам.


Во-первых, каждый раз, когда ваш ум блуждает во время мантра-джапы, немедленно возвращайте его.


Во-вторых, если вы устали возвращать свой разум снова и снова, если у вас нет энергии или силы воли, чтобы постоянно сдерживать свой ум, тогда лучше всего завершить практику медитации.


Даже если вы находитесь в середине малы, лучше остановиться и возобновить практику в какой-то другой, более подходящий момент.


Продолжать тогда, когда вы не можете сосредоточить ум на мантре, на самом деле вызывает вред, воспитывая дурную привычку, которая предрасполагает ваш ум еще больше блуждать в будущем.


Теперь предположим, что вы уже впали в эту дурную привычку многозадачности во время практики мантра джапы. Как можно избавиться от этой привычки?


Что ж, как и с большинством привычек, и от этой трудно избавиться.

Но, поскольку привычка к многозадачности связана с определенной мантрой, вы можете отказаться от нее отложив эту мантру и используя вместо нее другую мантру. Затем, когда вы начнете практиковать новую мантру, вы должны быть чрезвычайно бдительны и возвращайте свой ум в тот самый момент, когда он начнет блуждать. Таким образом, в течение нескольких недель или месяцев, вы можете постепенно избавиться от привычки многозадачности.


Затем, если хотите, вы можете вернуться к своей изначальной мантре.

Но даже в этом случае вам придется всегда быть осознанным, иначе привычка легко может вернуться.


На самом деле вы можете читать мантру всякий раз, когда вы свободны и в любом месте. Как то, например, когда вы застряли на дороге в пробке, прогуливаетесь или когда вы ожидаете кого-то, Или на работе, когда у вас небольшой перерыв, не относитесь к этому слишком серьезно. А также, всякий раз, когда хотите залезть в свой телефон, тем самым заменив зависимость к телефону, новой полезной привычкой для успокоения ума и нервов.


Даже если вы не можете по-настоящему медитировать в таких ситуациях, повторение мантры все же может помочь сосредоточиться и успокоить ум. А поскольку мантры - это священные вибрации, эта практика может помочь вам, повернуть ум от мирских забот к божественному.


Идеальное время для этой неформальной практики мантра-джапы - это прогулка. Повторение мантры во время прогулки по вашим любимым местам, лесу или красивому парку может быть очень приятным и полезным.


И есть уникальный способ сделать эту практику еще лучше.

Вместо использования джапа-малы вы можете синхронизировать свою мантру со своими шагами, читая один или несколько слогов на каждом шаге.


Любую мантру можно синхронизировать с вашими шагами.

Например, предположим, что вы повторяете первый слог своей мантры, шагая на правую ногу. Затем, если вы разделите слоги мантры на четное количество шагов, все последующие мантры снова начнутся с вашей правой ноги.


Если ваша мантра - Ом Намах Шивайя, вы можете разделить ее на четыре слога, соответствующим четырем шагам. следующим образом:

  1. Ом

  2. Намах

  3. Шива

  4. йя


Если ваша мантра - Ом Намо Нараянайа, вы можете разделить ее так:

  1. Ом

  2. Намо

  3. Нарая

  4. найа.


В некоторых мантрах сложно разделить слоги на четное число.

В этом случае вы можете добавить тихий шаг в конец каждой мантры следующим образом:

  1. Ом

  2. Гам

  3. Ганапата

  4. йе

  5. Намаха,

  6. тихий шаг.

.


Вы можете поэкспериментировать с этим и придумать свой способ.

Как только вы придумаете подходящий паттерн, вы будете наслаждаться ритмичным повторением мантры всякий раз, когда вы идете гулять. Это одна из моих любимых техник. Надеюсь, вы попробуете.


Этот урок завершает цикл лекций о мантра-джапе. В следующем уроке мы обсудим новые техники медитации, в которых вы наблюдаете за своим разумом, вместо того, чтобы пытаться контролировать его.