38: Что такое мантра и как она работает? Курс по медитации. Урок 21


Mantra-meditation

В этом уроке по медитации Вы узнаете, почему повторение мантр может приблизить Вас к самадхи, почему мантра медитация (она же ведическая медитация) является наиболее популярной практикой медитации и какая мантра будет самая сильная для именно для Вас.


В предыдущем уроке мы обсуждали, как и для чего использовать аламбану, объект для медитации, на котором Вы концентрируете свое внимание.


Из всех аламбан, обычно используемых для медитации, мантры, пожалуй, используются чаще, чем любые другие аламбаны.

Мантры - это священные обращения или молитвы, обычно повторяемые в уме на древнем языке санскрит для практики медитации.

Слово джапа означает повторение. Мантра джапа - одна из наиболее широко используемых техник медитации, вероятно, потому, что она чрезвычайно мощная, но при этом проста в использовании.


Значение слова мантра, образованного от слогов ман- и - тра, означает инструмент или приспособление для ума.


Мантры - это умственные приспособления для концентрации Вашего внимания. Цель сосредоточения Вашего внимания на мантре или любом другом объекте медитации заключается в достижении дхьяны, седьмой из восьми частей или анги йоги, определенных Патанджали.


Дхьяна означает медитация. Согласно Патанджали, Дхьяна - это результат практики Дхараны, концентрации. Дхьяна подготавливает Вас к следней ступени, самадхи, полному поглощению в объекте медитации.


Патанджали определяет дхьяну как непрерывный поток идентичных мыслей сосредоточенных на аламбане. Дхьяна - это серия идентичных мыслей или вритти, непрерывный поток, который не прерывается посторонними мыслями.


Когда Вы практикуете мантра-джапу, дхьяна - это состояние, в котором Ваше внимание сосредоточено на одной мантре, не отвлекаясь ни на что.


Другое определение дхьяны, используемое традиционными учителями смысла слова дхьяна - поток идентичных вритти или мыслей. Они описывают это состояние на ярком примере.


Допустим, Вы наливаете растительное масло из сосуда. Если лить его медленно и равномерно, оно образует тонкую масляную ленту, которая выглядит как неподвижная струя, как твердая полоса жидкости, подвешенная в пространстве. Несмотря на то, что масло внутри ленты постоянно движется, сама лента кажется статичной. Этот пример используется для описания состояния дхьяны.


Когда в вашем уме течет совершенно постоянный поток идентичных мыслей, Вы, как ни странно, переживайте это как состояние покоя.

Например, если во время практики мантра-джапы за каждой мантрой следует идентичная мантра без каких-либо прерываний, то Вы почувствуете чувство глубокой тишины. Это прекрасное чувство.


На мастер классах по медитации, меня часто спрашивают:

“Какая мантра лучше?”

Если одна конкретная мантра была действительно более мощной и действенной, чем любая другая, то на этот вопрос можно было легко ответить. Но на самом деле нет такой вещи, как «лучшая» мантра.


С другой стороны, есть ведические мантры и мантры из других древних писаний, как Пураны. Есть короткие мантры и длинные мантры. Есть мантры, содержащие священные звуковые слоги, и мантры, призывающие Бога с тысячами разных имен.

Ни одну из этих мантр нельзя назвать лучшей, но каждая имеет свои уникальные качества.


Чтобы помочь нам изучить относительные достоинства всех этих мантр, давайте вернемся к слону, историю, которую я рассказала в предыдущих эпизодах. В этой истории погонщик ведет своего слона на сельскую стройку, где он помогает перемещать тяжелые деревья и камни. По пути им предстоит пройти через базар, заполненный лавками, с переполненными различными фруктами и овощами. Погонщик хочет помешать слону тянуться хоботом, чтобы схватить связку бананов, поэтому еще до того, как они дойдут до базара, он дает слону палку, чтобы он держал её своим хоботом. Слон послушно держит палку, и этот хитрый прием не дает ему возможности схватить бананы.


Подобно тому, как хозяин слона даёт ему держаться за палку, в практике мантра джапы Вы даете своему уму повторять мантру, и это предохраняет Ваш ум от блуждания.


Теперь, основываясь на этой аналогии, спрашивать, какая мантра лучше всего подходит для медитации, все равно что спрашивать, какой вид палки лучше всего подходит для слона. Может, погонщик подарить ему изящно вырезанный кусок сандалового дерева? Или, может, изящную посеребренную палку?


Фактически, ни одна из этих эксклюзивных палок не удерживал бы хобот слона лучше, чем обычная палка, которую подобрали в лесу. Слону всё равно, какая это палка. У него нет предпочтений. Погонщик, с другой стороны, определенно предпочел бы посеребренную или палку от Гуччи, а не обычную палку.


Погонщик предпочитает одну палку другой, также как и мы предпочитаем одну молитву, мантру над другими. В принципе, подойдет любая мантра, но мы, естественно, склонны выбирать мантру, потому что мы считаем её лучшей или наиболее ценной. Это действительно важно, потому что чем более ценным мы воспринимаем что-то, темкрепче будем держаться за это. Быстро выбросят обыкновенный клочок бумаги, но не купюру в 5000 рублей.


По этой причине мантра, которую Вы считаете ценной, будет удерживать Ваше внимание лучше, чем та, которую Вы считаете обычной.


Эффективность мантры частично зависит от того, насколько Вы считаете ее ценной.

Но что на самом деле определяет ценность мантры?


Каждая традиционная мантра обладает Шакти, внутренней силой или определенной функцией, которые мы обсудим чуть позже. Но что, если Вам не хватает знаний, необходимых для оценки и понимания Шакти определенной мантры?


Ценность мантры не очевидна; эта ценность должна быть исследована и открыта.

Например, ветхая старая картина может показаться Вам бесполезным хламом. Но тот, кто разбирается в искусстве, может знать, что она стоит несколько миллионов. Есть старая поговорка: «Ценность в глазах смотрящего».


Этот принцип наглядно демонстрирует традиционный рассказ о молодом студенте, который подошел к гуру и попросил дать ему мантру. Гуру сказал: «Возвращайся в следующем месяце». Через месяц ученик вернулся, но гуру снова сказал: «Вернись в следующем месяце».


Каждый раз, когда студент возвращался, ему велели подождать еще один месяц. По прошествии двенадцати долгих лет гуру наконец дал ему мантру. Почему гуру заставил его так долго ждать?


Что ж, если бы ученик сразу получил мантру, то он мог бы предположить, что если это получено так легко, то должно быть совершенно ординарно и не имеет большой ценности. С таким отношением ему было бы труднее сосредоточиться на мантре, несмотря на присущую ей силу или Шакти.


Долгое ожидание усилило его преданность делу, и когда мантра была наконец произнесена, он получил её как драгоценный подарок. Долгое ожидание придало ей огромную ценность и это помогло ученику сосредоточиться на ней.


Эта история показывает, как Ваше отношение к мантре частично определяет, насколько эффективно это поможет Вам сконцентрировать внимание.


Другой пример этого принципа можно увидеть в известной духовной организации, которая взимает плату за чтение мантры. Ни один традиционный гуру не потребует платы за мантру, так почему же это делается?


Одна из причин может заключаться в известной западной поговорке: «Вы

получите то, за что платите ". Мантру, которую дают бесплатно, можно считать бесполезной, но если за нее придется платить, Вы, вероятно, сочтете её более ценным.


Взимание платы или двенадцати летнее выжидание - это методы, которые используются, чтобы внушить медитирующим особую ценность мантры, которую им дают.


Но большинству гуру подобные методы не нужны. Вместо этого, когда они дают Вам мантру, они также учат Вас истинной ценности мантры, ценность, порожденная присущей ей силой, её Шакти.


Традиционные мантры обладают мощной силой Шакти или способностью привлекать всё Ваше внимание во время медитации.

За Шакти ответственны несколько факторов. Прежде всего, традиционные мантры взяты из почитаемых священных писаний. И большинство этих мантр представляют собой короткие обращения или молитвы, адресованные различным аспектам жизни, различной форме Бога.


Любая форма молитвы соединяет нас с силой, бесконечно большей, чем мы сами, и эта бесконечная сила вызывается, инициируется, когда традиционные мантры используются для медитации.


В наше время иногда используется ряд нетрадиционных мантр. Американский врач Герберт Бенсон исследовал использование мантра-джапы в клинической практике.


Он проинструктировал своих испытуемых повторять слово «один» в качестве мантры. Другой пример - упомянутая выше духовная организация, которая сама дает мантры, описывает их как бессмысленные слоги и звуки. В обоих случаях были предприняты целенаправленные усилия по удалению любых религиозных элементов из практики мантра джапы для создания практики без эзотерики.


Конечно, можно сосредоточить внимание на слове один или на бессмысленном такие слоги, как shirim или найм. Но эти мантры - не молитвы. И в результате они не могут соединить Вас с бесконечной силой Божественного источника Вселенной.


Согласно Патанджали, мантры должны иметь смысл. В Йога-сутрах он предписывает размышлять над смыслом мантры во время мантра джапы. Он говорит, дословно в переводе с санскрита - следует повторять мантру, и над значением должно размышлять и обдумывать.


Традиционные мантры имеют глубокое значение, достойное глубокого размышления. И знание значения мантры повысит Вашу ценность для нее, сделает ее более эффективной.


С другой стороны, повторение мантры, не зная ее значения, может привести к бессмысленному, механическому повторению, что является серьезной проблемой для практики мантра джапы.


К счастью, большинство мантр нетрудно понять. Многие следуют общему образцу или шаблону. Этот образец обычно начинается с Ом, звукового символа, который представляет Бога или Абсолютную реальность, как я объясняла ранее.


Многие мантры также включают слово намах, которое обычно переводится как приветствие. Намах происходит от санскритского корня, который означает сгибаться или кланяться. Итак, намах предполагает поклониться в почтении или с покорностью. Из-за правил грамматики намах часто становится nамо, намас или нама, в зависимости от слова

что следует за ним.


Самое важное слово в традиционной мантре - это имя определенного Божества, формы или проявление Бога.

Когда имя этого Божества присоединяется к слову намах, то это означает"приветствие" этому Божеству.


Например, Ом намах Шивая означает приветствие Шиве.

Ом намо Нараянайа означает приветствие Нараяне, имени Вишну.


В мантре можно использовать любое из тысяч санскритских названий различных аспектов Бога.


Большинство мантр довольно короткие. В некоторых есть всего три слова, как в предыдущих примерах. Другие, включая известную Гаятри-мантру, длиннее.


Эффективны мантры любой длины, но для начинающих медитирующих короткие мантры поначалу будет проще использовать.


С другой стороны, более длинные мантры требуют большего внимания, и иногда они могут быть более значительными. они более эффективны в предотвращении отвлечения Вашего ума, даже если им труднее научиться.


Если Ваш ум часто отвлекается с короткой мантрой, попробуйте использовать более длинную.

Сама по себе мантра Ом обычно не рекомендуется для мантра-джапы по нескольким причинам. Одна из них, это тот факт, что Ом мантра слишком короткая. Ваш ум может легко потерять её и уйти.


Некоторые мантры включают один или несколько звуковых символов, известных как семенные слоги или биджакшары. Это такие слоги, как Шрим, Хрим и Аим. Эти семенные слоги часто связаны с определенными Божествами.


Например, Шрим, обычно олицетворяет Лакшми, Богиню богатства, Хрим ассоциируется с Парвати, Богиня силы, и Аим используется для Сарасвати, Богини знания.


Еще одна особенность мантры на санскрите. В мантре есть Шакти не только потому, что это молитва из священного писания, но и из-за самого звучания санскритских слов.


Санскрит называется Дэва бхаша, язык Богов, и считается, что он имеет божественное происхождение. По этой причине санскритские мантры почитаются как священные звуки.


Даже если Вы не принимаете это убеждение, санскрит действительно необычный язык. Это древний прародитель языков планеты, на котором написаны священные писания не производный ни от какого другого языка.


У него чёткая система произношения, обширный словарный запас и необычайно сложная грамматика. Все эти качества делают санскрит уникальным среди языков мира и идеально подходящим для мантр.


На следующем уроке у нас будет практика мантра джапы.


Практиковали ли Вы мантра медитацию и, если да, то какую? Напишите мне в комментариях ниже.


Елена.