15: Продвинутые техники медитации. Курс по медитации. Урок 8.

О более продвинутых практиках (чем практика осознанности) для достижения глубоких состояний в медитации.




До сих пор мы изучали ландшафт вашего разума с точки зрения наблюдателя, который проживает свои ментальные проявления, такие как мысли, эмоции и ощущения. Сегодня я предлагаю Вам поменять игру вашего ума полностью.


Ваш разум - не такая уж далекая вещь или место, как джунгли в Индии. В отличие от этих джунглей, у вас есть контроль над своим умом. Вы не можете изменить сами джунгли, но Вы можете изменить свои мысли.


Точно так же Вы не просто наблюдаете за своими мыслями, эмоциями и ощущениями. Вы также можете направлять деятельность своего ума, Вы можете формировать свой умственный ландшафт, Вы можете возделывать “сад” своего ума, как говорил Вольтер.


Исходя из этой точки зрения, в этом курсе по медитации, мы собираемся изучить некоторые практики медитации, которые значительно отличаются от медитации осознанности.


В этих практиках вместо пассивного наблюдения за своим умом Вы должны сознательно и умышленно руководить своей деятельностью.


В частности, Вы должны узко сконцентрировать свое внимание на выбранном объекте медитации и удерживайте свой ум от размышлений о чем-либо еще.


Этой практике учил великий индийский мудрец Патанджали в его Йога-сутрах, это 2500 летний сборник санскритских афоризмов. Его текст является основой большинства медитативных практик, разработанных в древней Индии.


Йога-сутры учат Вас, как тренировать или дисциплинировать свой ум и как концентрировать Ваше внимание. Цель этой йогической практики - достичь самадхи, то есть состояния глубокого погружения.


В Йога-сутрах Патанджали определяет медитацию следующим образом:

дхйанам, медитация, пратйайа-экатаната, это непрерывный поток идентичных мыслей; там татра, направленных на объект медитации.


Прежде чем обсуждать этот поток идентичных мыслей, давайте сначала рассмотрим объект, на котором Ваше внимание должно быть сосредоточено.


Этот объект на санскрите называется аламбана, что буквально означает опора, поддержка. Есть много аламбан, которые можно использовать для поддержания Вашей практики.


Вы можете медитировать на пламя свечи, на особый звук, например Ом, или на традиционную мантру, например - Ом Намах Шивайя.


В каждом случае Ваше внимание должно быть сосредоточено на выбранном Вами объекте медитации, на аламбане.


Большую часть времени Ваше внимание не сосредоточено. Часто оно широко расфокусировано, как солнечный свет.


Широкий охват внимания позволяет осознавать одновременно множество вещей, которые важны в ситуациях, например, когда Вы ведете машину.


Но в йогической медитации Вы должны сузить круг своего внимания и ограничить его к одной аламбане, как узко сфокусированный луч света, освещающий одну единственную вещь


Если Вы разовьете и укрепите эту способность узко фокусировать свое внимание, то это может стать Вашим мощным инструментом.


Способность узко концентрировать внимание - это приобретенный навык, как и необходимый навык для медитации осознанности. Развитие этого навыка - просто вопрос времени и практики.


Если Ваше внимание отвлекается десятки раз за один сеанс медитации, ничего страшного. Вам каждый раз, мягко и аккуратно возвращать его в свою аламбану. Вот как Вы тренируете свой ум.


Как мы говорили ранее, Патанджали определяет медитацию как непрерывный поток мыслей, идентичных мыслей, мыслей, направленных к Вашей аламбане.


Что это обозначает?


Если Вы медитируете на звук, Ом, за каждой Ом мыслью следует другая.

Если Вы медитируете на мантру, каждое мысленное повторение мантры следует за другим. А если Вы медитируете на священный образ, отслеживается каждое мысленное впечатление от образа. Это означает, что сосредоточение Вашего внимания на аламбане, фактически, полностью занимает Ваш ум постоянной активностью, а не находится в тишине.


За каждой мыслью следует другая, взаимосвязанная мысль. Психологи называют этот процесс - ассоциативным мышлением. Когда Вы узко концентрируете свое внимание на аламбане, каждая конкретная мысль следует за идентичной ей мыслью. За каждым звуком, мантрой, или мысленным образом следует другой, полностью подобный образ.


Таким образом, йогическая медитация приводит к потоку идентичных мыслей, направленных на аламбану.


Это уникальное состояние ума называется однонаправленностью. В этом состоянии, хотя и Ваш ум активен, Вы парадоксальным образом переживаете глубокую тишину, тишину вопреки своим мыслям. Поток идентичных мыслей в йогической медитации традиционно сравнивают с потоком густо текущего масла.


Есть еще одно важное медитативное состояние, основанное на психологическом феномене, который по-русски можно условно назвать увлечением. А на санскрите - самскара. Самскара буквально означает углубление, углубление или канал. Вы можете создать канал, по которому Ваши мысли будут течь в направлении выбранных вами объектом медитации.


Самскары формируются в результате длительной интенсивной практики. Интенсивная, длительная практика йогической медитации может сформировать глубокий умственный паз. Самскара, которая помогает увлечь Ваш ум, направляет Ваши мысли в сторону аламбаны.


Увлечение легко достигается практикой мантра-джапы, мысленного повторения мантр. Мантра джапа - наиболее широко используемая форма йогической медитации, потому что этому легко научиться, тем не менее, это чрезвычайно мощный метод.


Большинство мантр - это короткие санскритские призывы, начинающиеся с Ом, например Ом Намах Шивая (приветствие Богу в форме Господа Шивы).


Если Вы мысленно произносите мантру, концентрируя свое внимание на звуке и его значении, то со временем Вы можете создать глубокую самскару, которая надёжно займёт и увлечет Ваш ум мантрой.


Будучи абсолютно увлеченным, когда Вы медитируете, мантра будет постоянно повторяться в Вашем уме:спонтанно, без каких-либо усилий с Вашей стороны.


С таким увлечением Ваше внимание не будет отвлекаться снова и снова, и его не нужно будет контролировать. Таким образом, медитация становится совершенно легкой.


Большинство техник медитации требуют постоянных усилий, чтобы Ваше внимание было направлено должным образом и сфокусированным. Такие усилия, конечно, необходимы, но они имеют некоторое негативное влияние на пути достижения более глубоких состояний медитации.


Пока Вам приходится прилагать целенаправленное усилие в медитации, Вы не можете достичь наивысшего состояния - самадхи.


В самадхи ваша мантра продолжает повторяться, но Ваше эго исчезает, Вы как бы растворяетесь в объекте медитации и исчезаете как наблюдатель.


Подобное состояние может возникнуть при внимательном прослушивании музыки. Вы словно растворяетесь в ней, продолжая при этом, следовать за мелодией. Ваше увлечение музыкой сразу же нарушится, если вам придется ответить на телефонный звонок.


Точно так же Ваша поглощенность самадхи будет немедленно нарушена, если Ваше внимание отвлечется, и Вы должны вернуть его обратно. Любые усилия заставят Ваше эго возродиться и положат конец самадхи.


Итак, сознательное усилие и самадхи не могут сосуществовать.


Вот почему Вы не можете достичь самадхи, если Вам нужно осознанно периодически удерживать свой ум от отвлечений.


Вместо того чтобы полагаться на умышленное усилие, глубокая самскара поможет удерживать Ваш ум увлеченным Вашей мантрой.


Эта самскара позволяет мантре легко эхом разноситься в Вашем уме, позволяя Вам оставаться полностью погруженным в самадхи.


Важной техникой, которая зависит от глубокой самскары и полного увлечения, является чрезвычайно медленное повторение мантры.


Неудивительно, что более медленное повторение мантры может привести к более глубоким состояниям в медитации. Но более медленное повторение также делает Ваш ум более восприимчивым к отвлечениям и блужданиям.


По этой причине Вы сначала должны полностью увлечь свой ум повторением мантры в обычном режиме, а затем Вы можете постепенно замедляться, чтобы углубить медитацию. Если Ваш ум начинает блуждать, Вы можете ускорить повторение мантры.


Наконец, есть еще одна техника, которая также зависит от глубокой самскары и полного увлечения. Это продвинутая практика, открывающая, так сказать, дверь в совершенно новое царство для исследований.


Практика заключается в постепенном увеличении промежутка между мантрами.



Если Ваша самскара достаточно глубока, то Вы действительно можете остановиться между двумя мантрами и оставаться в состоянии полной тишины в течение многих секунд или даже многих минут.


Как мы обсуждали ранее, простое молчание не является целью йогической медитации. Тем не менее эта тишина может дать Вам возможность сделать действительно необычные открытия, не с целью исследовать свой ум, но с целью исследовать природу Сознания, которое раскрывает или освещает деятельность Вашего сознания, о чем мы поговорим на следующих уроках.


Ом